На первый взгляд кажется, что время органостроения остановилось. Одна лишь отливка материала для металлических труб на столе с натянутым полотном происходит почти также как 200 лет назад. Даже во внешнем виде инструмента, его корпусе проглядывают многолетние традиции. Опыт, накопленный за столетия, собран в нашем ремесле, которое несмотря на некоторые современные разработки и новейшие конструкции вновь и вновь обращается к традиционному принципу построения механического органа «шлайфладеноргель».
И мы, органные мастера, призвали себя сегодня привести к полному раскрытию по возможности все преимущества звуковых данных и соединений этой системы, с применением современных машин, компьютера для расчёта вентильного ящика и использования воздуха, вплоть до расчёта мензур, соотношения размеров труб по отношению к помещению, и даже для построения отдельных частей и общей технической стороны с современными компьютердизайн системами.
И, несмотря на это, или скорее именно потому, человек, как композитор и строитель, стоит во главе всей техники. От представлений шестидесятых годов, когда из каждого органа хотели создать универсальный инструмент, уже давно отказались в пользу произведений с индивидуальным звуковым характером и большой своеобразностью.
При строительстве маленького или среднего органа всегда приходится поломать голову. При ограниченности числа регистров трудность заключается в том, чтобы создать целостный звуковой спектр и учесть при этом акустические особенности помещений. Таким образом, мы, профессор Олег Янченко и нижеподписавшийся, создали богатый оттенками инструмент на базисе Rrincipal 8’ на главной клавиатуре и романтично звучащую вторую клавиатуру как механизм изменения звука.
С 24 звучащими регистрами, а это 24 различные звуковые краски и формы труб, разделённые на 2 клавиатуры и педали, орган «MAYER» предоставляет многочисленные возможности для музыкального оформления.
Представлены многие виды труб, цилиндрические открытые и закрытые, полузакрытые, конические и аликвотические, то есть такие, которые начинаются не с основного тона, а с таких интервалов как квинта или терция. Также представлены семейства звуковых тонов: труба, гобой, фагот. Романтические струнные: Salicional и Voix coelestis. Таким образом это инструмент даёт исполнителю возможность представить широкую палитру музыкальной литературы.
Создание этого инструмента также велось по традиционным принципам построения. В тонкую основу органа вмонтирована система клавиатур, кнопки отдельных регистров встроены слева и справа от ручной клавиатуры в боковые доски. Добавочные кнопки из гренадиля с наложенными фарфоровыми листочками придают дополнительную красоту инструменту. Над системой клавиатур можно различить скрытые за тремя подвешенными группами труб жалюзи механизма изменения звука. Трубы второй клавиатуры встроены в ящик, который может с помощью вышеназванных подвижных жалюзи открываться и закрываться так, чтобы изменять силу звучания инструмента.
За тремя большими группами с трубами регистра Principal 8’ под механизмом изменения звука с лицевой стороны органа был встроен вентильный ящик с девятью звучащими регистрами для главной клавиатуры. Обе внешние группы содержат в себе трубы педальной части Octavba? 8’. Педель с остальными регистрами отделена посредством проходного отверстия и находится сзади видимой части инструмента. Сам корпус органа выполнен из дерева дуба. Надеюсь, что инструмент на Вятке привлечёт к себе внимание многих молодых органистов и интерпретаторов.
Герд Майер
Органный Мастер
Хойсвайлер, март 1993 г.